Дети и сойки продемонстрировали сходство при решении простейших задач на сообразительность.

Результаты любопытного исследования на эту тему опубликовал журнал PLoS ONE. Цель эксперимента, поставленного исследователями, заключалась в том, чтобы сравнить способности к обучению детей разного возраста и птиц. Для этого они провели опыт с трубками, призовыми предметами и жидкостью. Достать призовой предмет из трубки невозможно, если уровень жидкости низок. Но представители семейства врановых, в том числе и сойки, умеют решать эту задачу, бросая камешки в трубку и заставляя уровень жидкости подниматься.

Собственно, три варианта такого задания исследователи дали и сойкам, и детям – им нужно было извлечь из сосуда плавающий шарик. В первом варианте задачи испытуемым предлагали две трубки (одну с водой, другую – с опилками), во втором – одну трубку, но два вида камешков (обычные и из пробки). В третьем трубок было три, и одна, в которой и плавал шарик, была такой узкой, что камешки туда не пролезали. Зато все трубки были незаметно соединены между собой под столом, и, бросая камешки в более широкие трубки, можно было заставить шарик подняться.

С первыми двумя заданиями и дети (малыши в возрасте от 4 до 10 лет) и птицы справлялись одинаково. В том смысле, что и те, и другие могли достать шарик путём проб и ошибок (старшие дети, само собой, управлялись лучше всех). А вот третье задание с незаметно соединёнными сосудами птицы провалили – их беспокоило странное поведение жидкости. Зато дети, не задаваясь лишними вопросами, легко извлекали шарик – наверное, потому, что не задумывались над тем, как такое возможно, что уровень жидкости во внешне независимых трубках взаимосвязан.